Развитие мелкой моторики: от простого к сложному
В детских садах малыши с раннего возраста учатся рисовать, лепить, делать аппликации. И в этихПольза батутов для ребенка
Когда во время прогулки по парку ребенок попросит вас отпустить его попрыгать на батуте неБереги спину смолоду! или Профилактика сколиоза у ребенка – ответственность родителей
Знаете ли вы, что среди детишек, впервые идущих в школу, проблемы с позвоночником имеют отРазвивай малыша с помощью игр
Знакомая ситуация: ребенок один в комнате, но ты слышишь его оживленный разговор. Осторожно заглядываешь в комнату и видишь, как малыш общается с игрушками – кормит их, укладывает спать, воспитывает и т.д.
На языке психологов это называется образная игра. Ребенок может разыгрывать кормление ложечкой своего любимого мишки или катать игрушечную машину, издавая характерные звуки. Чем раньше начинаются подобные игры, тем увереннее можно говорить о том, что ребенок обладает потенциалом для развития богатого и насыщенного воображения.
В какие игры играют дети?
ДО 2 ЛЕТ. Игра для детей, которым еще не исполнилось двух лет, обычно предполагает имитацию людей и их действий в повседневной жизни. Дети играют в копирование – например, умываются так, как родители, или кормят своих медвежат и кукол так же, как мама. В этот период малыши пытаются познать окружающий их мир. Они организуют предметы и действия, с которыми неожиданно сталкиваются, и учатся пользоваться всеми видами каждодневных предметов.
Cначала игрушки в игре ребенка оказываются пассивными объектами. Но по мере развития воображения ребенка они начинают играть активную роль. Тому же медвежонку малыш может придумать особый голос и говорить потом этим голосом в разыгрываемых сценах общения.
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ. В этом возрасте воображение ребенка взлетает, достигая пика к 6-7 годам. Игра будет воодушевляться не только событиями в его жизни, но и он сам начнет сочинять истории о том, чего в действительности никогда не происходило. Становясь старше, малыш начнет заменять один предмет другим. Например, картонная коробка может быть использована им как домик, машина или, возможно, тоннель.
Подобная гибкость и маневренность в использовании игрушек или предметов является очень существенной для подготовки абстрактных форм мышления (таких как чтение и письмо). Когда дети используют эти привычные и хорошо знакомые предметы или игрушки в новой интерпретации, они могут открывать для себя новые взаимоотношения между предметами и начинают развивать свои интеллектуальные навыки.
ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ. Между 3 и 6 годами образная игра ребенка становится все более и более сложной. Малыш постепенно перемещается от уединенной игры, где он действовал самостоятельно, к более комплексной игре. Теперь в свои образные игры он начинает вовлекать других детей, придумывая для них тщательно разработанные правила и роли, а заодно затевая сложные сюжетные линии.
Признаки образной игры
Итак, ясно, что образная игра может служить важным показателем того, что ребенок обладает необходимым для жизни психическим и психологическим потенциалом. Вот характерные признаки того, что образная игра у ребенка присутствует:
- Малыш представляет живыми неодушевленные предметы, награждает голосами и личными особенностями характера свои любимые игрушки.
- Ребенок играет, воображая себя доктором или учителем, то есть осваивает ролевые сценарии.
- Он заменяет один предмет другим, например, стул легко превращается в корабль или машину.
- Во время игры ребенок меняет правила, а не следует постоянно одному и тому же сценарию.
Если ты узнала какой-либо из этих случаев, то можешь быть уверена, что твой ребенок вовлекается в образную игру. Существуют и другие ситуации, в которых происходит образная игра:
Уединенная игра. Возникает у детей в возрасте от 1 до 2 лет. Ребенок придумывает свой собственный фантастический мир, где он – хозяин, который распоряжается судьбой игрушек (например, какую из игрушек положить спать). Очень часто двое детей этого возраста придумывают и играют в свои собственные игры рядом охотнее, чем вместе. Более старший ребенок играет таким же образом, либо потому что рядом нет других детей, либо потому что придуманная им игра является слишком сложной для объяснения.
Игра на равных. Этот тип игры предполагает совместные действия между детьми, поскольку они выбирают фантазию, которую собираются осуществить вместе, и вместе решают, кто какую роль будет в ней играть.
Плюсы образных игр
Образная игра хороша тем, что не только дает ребенку возможность развлечься, но и помогает ему развиваться по следующим направлениям:
Интеллектуальный рост. Игра повышает и улучшает языковые навыки ребенка, поскольку он учится выражать свои идеи и играет различные роли. Объединяя и разыгрывая истории, он развивает лучшее понимание окружающего мира. Также он учится рассуждать и мыслить логически, поскольку выдумывает сложные, тщательно разработанные сценарии, повышающие концентрацию внимания.
Социальные навыки ребенка. Образные игры дают ребенку возможность поставить себя на место других. Его самоуверенность и самоконтроль будут расти, так как в своих играх он берется за разные роли. Как было обнаружено, дети с богатым воображением более популярны среди своих сверстников. Кроме того, они гораздо реже бывают замкнуты.
Как играть с малышом?
Вот возможные игровые сценарии, помогающие зажечь воображение ребенка:
- Начни историю и попроси ребенка закончить ее. Например, "Давным-давно жила была собачка. Однажды она пошла гулять и заблудилась в городе. Что же произошло дальше?"
- Расскажи о предметах, с которыми ребенок, возможно, прежде не сталкивался (может быть, чеснокодавка или молоточек для отбивания мяса), и спроси: " На что это похоже?" или " Как ты думаешь, что этим можно делать?".
- Каждый раз показывай ребенку новые предметы и действия. Возможно, это как раз то, что ему нужно для вызова новой вспышки образной игры.
- Время от времени посещай новые места: зоопарк, аэропорт или железнодорожная станция, кинотеатр и т.д. Так ты снабжаешь ребенка вдохновением для новых игровых идей и ситуаций.
- Задавайте вопросы, "А что, если…", например: "Что будет, если слон пойдет гулять по дороге?" и попросите его придумать, что произойдет потом.
- С энтузиазмом подключайся к игре своего ребенка, однако не захватывай власть и не навязывай свои идеи. Следуй его указаниям – делай предложения, основанные на его репликах, и позволь ему дать тебе ту роль, которую он сам выбрал.
- Занимайся с малышом, когда он находится в хорошем настроении, и не пытайся продолжать игру, если он утомился и не расположен к этому. Старайся следить за настроением ребенка. Дети найдут способ показать, что настала пора поменять правила игры.
- Постарайся правильно оценить склонности своего ребенка и развивать наиболее сильные стороны его натуры. В то же время не забывай помочь ему там, где он чувствует себя слабее.
- Не забывай, что к каждому ребенку необходим свой подход. Некоторым детям требуется поддержка и помощь, другие предпочитают независимость.
- Желательно, чтобы в играх ребенка принимали участие все члены семьи. Очень скоро вы обнаружите, что у каждого свой стиль общения с ребенком. Это очень важно для малыша, потому что любой из членов семьи привносит в его воспитание что-то свое.