Развитие мелкой моторики: от простого к сложному
В детских садах малыши с раннего возраста учатся рисовать, лепить, делать аппликации. И в этихПольза батутов для ребенка
Когда во время прогулки по парку ребенок попросит вас отпустить его попрыгать на батуте неБереги спину смолоду! или Профилактика сколиоза у ребенка – ответственность родителей
Знаете ли вы, что среди детишек, впервые идущих в школу, проблемы с позвоночником имеют отТемно-серый цвет
В центре ряда всегда возникает темно-серый цвет, отчего все переходные промежуточные оттенки здесь более темные, менее чистые и менее насыщенные, чем оптимальные. Таких рядов в плоскости круга можно построить столько, сколько в нем можно различить цветовых градаций. Таким образом, вся его плоскость будет заполнена производными от оптимальных цветовых тонов, менее чистыми, менее насыщенными и более темными, чем последние.
Каждую из таких производных можно получить еще и различными вариантами смешения двух дополнительных оптимальных цветов.
Линии такого смешения составляют новый трехчленный ряд с переходными градациями между двумя оптимальными цветами через искомый цвет.
Таким образом, цветовой круг включает четыре разных типа рядов — многоцветный, одно-, дву- и трехтональный по цветовому тону, чистоте и насыщенности. Но в цветовом круге отсутствуют ряды по светлоте. Их местоположение в пространстве фиксируется в так называемом цветовом теле.
Цветовое тело — это трехмерная система взаимосвязанного размещения хроматических и ахроматических цветов в пространстве, включающая практически все возможные варианты построения рядов по цветовому тону, чистоте, насыщенности и светлоте смешением пигментов.
Структурные элементы цветового тела содержат в себе потенциальные возможности получения множества различных цветосочетаний: в пределах цветового круга, в однотональном цветовом треугольнике, в пределах всего цветового тела в его различных сечениях.
Если в центре круга провести к его плоскости перпендикуляр, он выразит направление ахроматического ряда — от темно-серого в центре круга к белому вверху и черному внизу. Соединив линией любой оптимальный цвет па плоскости цветового круга с белым или черным, получим треугольник, вращение которого вокруг ахроматической оси создает цветовое тело в упрощенном виде. Плоскость однотонального треугольника включает большое количество линий построения рядов по светлоте в пределах одного цветового тона.
В цветоведении цветовое тело имеет более сложную, асимметричную форму, служит для колориметрии цветов, но не сводится к ней. Цветовое тело, как цветовая галактика, воплощает всю цветовую картину видимого мира. В этой галактике нет случайностей, все подчинено математическим закономерностям. В ней «прописаны» все мыслимые цветовые тона с их оттенками по чистоте, светлоте и насыщенности. Каждый цветовой тон обладает точно установленным местоположением, пространственными координатами и наименованием.
Из факта теоретического существования цветового тела исходят различные следствия, среди которых нас интересуют лишь имеющие художественное значение. Прежде всего, это вывод о том, что определенная строго закономерная ритмическая последовательность взаимного размещения цветов или система их соотношений является одной из главных закономерностей их гармонизации. Она открывает широкие возможности гармонической связи между любыми цветами и тональностями через ряд промежуточных градаций. Будучи основой построения Атласа цветов — инструмента их измерения, систематизации и стандартизации, цветовое тело как объемное воплощение гармонической системы соотношений содержит важные объективные закономерности эстетического порядка.
Таким образом, цветовое тело — это основная технико-эстетическая система локальных цветов. Схема цветового тела в виде несимметричного двойного конуса, приведенного, достаточно наглядно отражает систему соотношений в форме различных равноступенных рядов. Однотональные равноступенные цветовые ряды, пли растяжка цвета в интерьере, находят выражение в изменении цвета стен, пола и потолка по мере удаления источника света. Это очень обогащает цветовую картину интерьера мягкими градациями светлот или насыщенности и особенно важно при монохромном решении пространства. Для полноценности цветовой «жизни» интерьера совсем не обязательно «буйство» полихромии. Монохромность также обладает большими выразительными возможностями и может выглядеть достаточно цветной.
В однотональном хроматическом или ахроматическом ряду средством объединения или сочетания оттенков одного цвета служит такой порядок их взаимного размещения, при котором последовательно и закономерно изменяется одна из цветовых характеристик. Их объединяет цветовой ритм при нюансных отношениях. В композиции он может быть преобразован в более сложные ритмические системы.
Иная картина возникает при сочетаниях цветов хроматических, когда их бывает больше одного. Здесь два цвета, развернутые в ряды по светлоте и насыщенности, могут при смешении породить новый цвет, а вместе с ним и целую семью родственных рядов, которые, сливаясь в целое, образовывают сложную гармоническую систему соотношений с мягкими переливами множества цветовых оттенков. Чем больше ступеней в начальных рядах и чем точнее соблюдается в них равноступенность, тем гармоничнее цветовые соотношения на плоскости, то есть создается плоскостная гармоническая система соотношений.
Система представлена плоскостью, состоящей из 36 цветных квадратиков, образовавшихся в силу последовательного смешения каждого из шести оттенков красного ряда с каждым из шести оттенков желтого ряда. Все 36 оттенков связаны между собой и с целым, выглядят как гармоническое целое, подчинены общей закономерности нюансных отношений во всех направлениях. Каждый элемент одновременно входит в состав горизонтальных, вертикальных и диагональных рядов. Па плоскости имеются: шесть шестиступенных рядов по горизонтали, шесть шестиступенных рядов по вертикали, семь — с различным количеством ступеней по диагонали, семь — с различным количеством ступеней по второй диагонали. Характерными являются верхний горизонтальный желтый ряд — как основной, левый вертикальный красный ряд — как основной, диагональный ряд — гармонический переход от оптимального красного (слева внизу) к оптимальному желтому (справа вверху), диагональный ряд по светлоте и насыщенности от почти белого (в левом верхнем углу) к оранжевому (в правом нижнем углу).
Гармонические системы могут быть образованы аналогично желтым и синим, красным и синим рядами или рядами любых двух цветов.
Во всех подобных примерах кроме двух хроматических (основных цветов спектра) присутствует ахроматический белый.
Показана гармоническая система, основанная па смешении трех цветов. Красным и зеленым образованы шестиступенные ряды, а желтый присутствует во всех 36 квадратах в равной мере. Здесь все цвета к нижнему левому углу сильно темнеют, становятся менее чистыми и насыщенными. Последний квадрат — результат смешения трех основных цветов — темно-коричнево-серый, почти ахроматический. Вся система в целом выглядит замутненной, менее чистой, чем при смешении двух основных. Такая тенденция проявляется гораздо активнее, если к каждому из 36 квадратов прибавить ахроматический серый.
Из трех основных оптимальных цветов — красного, желтого и синего с участием белого и черного, который так классно используют мужские костюмы в Могилеве, — можно образовать много различных гармонических систем, представляющих собой сочетания различных равноступенных рядов.
Закономерности цветовых рядов, заключенные в цветовом теле, ярко воплощены в целостной полихромной плоскостной системе соотношений, охватывающей все цвета спектра. В нашем примере для этого достаточно выпрямить ряды 4—2 и 4—3 всех цветов круга и, сдвинув эти ряды вместе, разместить их на плоскости. Такая гармоническая система сама по себе при ее правильном соблюдении обладает большим эстетическим совершенством.
Гармоничность такой системы основана на плавном ритмическом нюансном переходе от цвета к цвету через промежуточные градации. Вся система рядов, однотональных и многоцветных, от простейших линейных до самых сложных плоскостных и объемных, подчинена закону ритма. Ритм в сочетании с нюансом — важнейшая закономерность гармонических цветосочетаний.